«Экосбор как таковой не является самоцелью. Важнее создать механизмы регулирования экологичных подходов в производстве упаковки. Для этого и подготовлена методика расчета экосбора, согласно которой у менее экологичной продукции ставка будет выше. Таким образом экосбор направлен на стимулирование производителей и импортеров к самостоятельной утилизации и использованию более экологичной упаковки в своей продукции», — отметил Денис Буцаев.
Наталья Беляева, эксперт научно-технического совета Росприроднадзора, подчеркнула, что уже сейчас из бюджета выделяются колоссальные суммы на рекультивацию полигонов, уборку стихийных свалок, ликвидацию накопленного экологического вреда. В прошлом году с бизнесом уже проходили обсуждения по поводу повышения ответственности за материалы, которые применяются в производстве. Повышенные коэффициенты она назвала мягкой мерой воздействия, так как нельзя остановить все бизнес-процессы, касающиеся производства и поставок сырья.
«Реформа РОП — это неизбежность, то, что это не всех устраивает, понятно: неудобно, не хочется, страшно (особенно на фоне негативной правоприменительной практики, оголяющей проблемы системных ошибок понятийного аппарата и процедур разрешительной системы, трюкачества и непрофессионального отношения к природоохранным мероприятиям со стороны всех участников отрасли)», — сказала Беляева.
Она обратила внимание на то, что за шесть лет работы РОП многие компании «научились здорово ловчить с документами», при этом к переработке отрасль практически не приблизилась. Поэтому огромное количество отходов невозможно будет переработать, и мусор отправится на полигоны. Причем будут строиться новые объекты захоронения отходов, штрафы увеличиваться, а уборка мусора становиться дороже, указывает Беляева.
«Можно ли при таких обстоятельствах говорить о том, что Министерство природных ресурсов должно отступить и покорно ждать, когда мусора прибавится настолько, что его уборка станет просто бриллиантовой и штрафы, взыскиваемые Росприроднадзором, которые сегодня восхищают своими нулями покажутся счетными палочками из учебника первого класса? До какого года надо еще подождать? Почему 6 лет работы РОП не сдвинуло нас ни на грамм к переработке, зато показало, как все здорово научились ловчить с документами?» — добавила Беляева.
Ильдар Неверов, общественный бизнес-омбудсмен по экологии и природопользованию Аппарата уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, тоже указал на то, что с бизнесом уже велись обсуждения, и правила РОП были согласованы.
«Основные базовые принципы функционирования РОП, в том числе расчеты экосбора уже согласованы в ходе ряда совещаний с представителями Минприроды, Минэкономразвития, Минпромторга, бизнес-ассоциаций. Любой перенос, сдвиг вправо до 2025 года или другую дату будет являться достаточно серьезным ударом по реформе, которая сейчас активно воплощается в жизнь», — сказал Ильдар Неверов.
Эксперт добавил, что роста цен из-за повышающих коэффициентов не предвидится, это будут сотые доли процента, либо рост будет настолько несущественным, что его нет смысла обсуждать. С ним согласен Рашид Исмаилов, глава Российского экологического общества. В этом плане он назвал риторику бизнеса спекулятивной. Она направлена на то, чтобы потребители разделили ответственность за загрязнение окружающей среды с предпринимателями. Повышающий коэффициент он назвал соразмерной платой.
«Повышающий коэффициент — это повышение ответственности производителей и импортеров за утилизацию продукции. Плата соразмерна наносимому ущербу. Кроме этого, такой подход и стимулирует отказ от использования неперерабатываемых материалов.
Что касается дискуссии о переносе сроков реформы РОП на 2025 год, это явные попытки блокировать ход реализации утвержденной правительственной Концепции. В очередной раз приходится констатировать, что прошедшие 5 лет — достаточный срок для включения в реальную заботу об экологии», — сказал Рашид Исмаилов.
Проект методики расчета экосбора был подготовлен Минприроды РФ в конце сентября. После доработок он был согласован другими министерствами, в частности Минпромторгом, Минэкономразвития и Минсельхозом. По существу в документе заменили понятие «базовая ставка» на «сумму удельных затрат на сбор, транспортировку, обработку и утилизацию определенного вида отходов (СУЗ)».
В методике приводится формула, по которой рассчитывается ставка экосбора — базовая ставка умножается на повышающий коэффициент от одного до пяти в зависимости от экологичности товара и упаковки, в расчете рубль за одну тонну. Всего повышающих коэффициентов пять, из них к упаковке относится четыре: коэффициенты извлекаемости и перерабатываемости, коэффициенты, характеризующие уровень обеспечения потребности во вторичном сырье и количество циклов переработки компонентов упаковки. У товаров дополнительно к этим четырем есть еще один коэффициент, учитывающий продолжительность срока жизненного цикла товара. Как правило, он затрагивает электронное и электрическое оборудование.
Что касается других материалов, то для прозрачного стекла будет всего один коэффициент, который обязывает компании платить лишь по базовой ставке. Но для коричневого добавляется еще и коэффициент уровня обеспечения потребности во вторсырье, так как такое стекло невостребованное. У пластика и бумаги будет только коэффициент перерабатываемости, а у полистирола их целых четыре, ведь его перерабатывать экономически нецелесообразно.
В то же время если упаковка не попадает ни под какой коэффициент, то платить экосбор нужно будет по нормативу.