В рамках реализации отраслевой программы «Применение вторичных ресурсов, вторичного сырья из отходов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства на 2022 — 2030 годы» от 10.10.2022 № 11 795П-п11 — одно из направлений применение вторичных ресурсов и вторичного сырья в дорожном строительстве.
В 2023 году при строительстве и реконструкции автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, подведомственных Федеральному дорожному агентству, в 26 субъектах Российской Федерации применено 879 393,52 м³ переработанного асфальтобетона (RAP), 12,00 тонн золошлаковой смеси, 91,79 тонн резиновой крошки, 4,00 м³ почвогрунта, 4 026,55 тонн вторичного щебня.
Наибольший объем примененных вторичных ресурсов и вторичного сырья при строительстве и реконструкции автомобильных дорог был зафиксирован в Астраханской области, Пермском крае, Саратовской области, Рязанской области и Нижегородской области.
В период с 2021 по 2023 гг. при строительстве и реконструкции 3-х федеральных автомобильных дорог подведомственных Государственной компании «Автодор» применено более 5 703,0 тыс. тонн вторичных ресурсов и вторичного сырья, из них:
— на федеральной автомобильной дороге М-12 «Восток» было применено 5 469,1 тыс. тонн шлаков черной металлургии (доменных и конверторных) на несущие слои основания конструкции дорожной одежды, 71,7 тыс. тонн асфальтогранулята для укрепления обочин и 40 м³ компоста (почвогрунт) для испытаний качества почвогрунта на основе вторичных ресурсов для обеспечения устойчивости откосов и предотвращения сползания грунта, в том числе для эффективности озеленения и самовосстановления травяного покрытия в случае повреждения;
— на федеральной автомобильной дороге М-3 «Украина» Москва-Калуга-Брянск-граница с Украиной на участках Км365+050 — Км389+000, Км372+000 — Км389+000, было применено 62,248 тыс. м2 асфальтогранулята для укрепления обочин;
— на федеральной автомобильной дороге М-4 «Дон» Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск, было применено 75,284 тыс. тонн асфальтогранулята для укрепления обочин;
Применение асфальтогранулята позволяет исключить доставку природных материалов для устройства обочины. Обочина, укрепленная асфальтогранулятом более устойчива к размывам и разрушениям, чем при применении природных материалов.
Применение шлаков черной металлургии (доменных и конверторных) обеспечивает модуль упругости, повышенную однородность модуля упругости, а также дешевле и технологичнее природных материалов. Толщина слоев основания на шлаках черной металлургии может быть меньше на 10% по сравнению с природными каменными материалами.
Испытания качества почвогрунта на основе вторичных ресурсов, показали эффективность озеленения, отсутствие эрозионных процессов, а также отсутствие сползания грунта.
Удельный объем применения вторичных ресурсов в дорожной отрасли зависит от конкретных применяемых технических решений, которые, в свою очередь, ограничены стоимостными и климатическими факторами, и может быть определен только по опыту проектирования конкретных объектов дорожного строительства.
В 2023 году при строительстве и реконструкции автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, подведомственных Федеральному дорожному агентству, в 26 субъектах Российской Федерации применено 879 393,52 м³ переработанного асфальтобетона (RAP), 12,00 тонн золошлаковой смеси, 91,79 тонн резиновой крошки, 4,00 м³ почвогрунта, 4 026,55 тонн вторичного щебня.
Наибольший объем примененных вторичных ресурсов и вторичного сырья при строительстве и реконструкции автомобильных дорог был зафиксирован в Астраханской области, Пермском крае, Саратовской области, Рязанской области и Нижегородской области.
В период с 2021 по 2023 гг. при строительстве и реконструкции 3-х федеральных автомобильных дорог подведомственных Государственной компании «Автодор» применено более 5 703,0 тыс. тонн вторичных ресурсов и вторичного сырья, из них:
— на федеральной автомобильной дороге М-12 «Восток» было применено 5 469,1 тыс. тонн шлаков черной металлургии (доменных и конверторных) на несущие слои основания конструкции дорожной одежды, 71,7 тыс. тонн асфальтогранулята для укрепления обочин и 40 м³ компоста (почвогрунт) для испытаний качества почвогрунта на основе вторичных ресурсов для обеспечения устойчивости откосов и предотвращения сползания грунта, в том числе для эффективности озеленения и самовосстановления травяного покрытия в случае повреждения;
— на федеральной автомобильной дороге М-3 «Украина» Москва-Калуга-Брянск-граница с Украиной на участках Км365+050 — Км389+000, Км372+000 — Км389+000, было применено 62,248 тыс. м2 асфальтогранулята для укрепления обочин;
— на федеральной автомобильной дороге М-4 «Дон» Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск, было применено 75,284 тыс. тонн асфальтогранулята для укрепления обочин;
Применение асфальтогранулята позволяет исключить доставку природных материалов для устройства обочины. Обочина, укрепленная асфальтогранулятом более устойчива к размывам и разрушениям, чем при применении природных материалов.
Применение шлаков черной металлургии (доменных и конверторных) обеспечивает модуль упругости, повышенную однородность модуля упругости, а также дешевле и технологичнее природных материалов. Толщина слоев основания на шлаках черной металлургии может быть меньше на 10% по сравнению с природными каменными материалами.
Испытания качества почвогрунта на основе вторичных ресурсов, показали эффективность озеленения, отсутствие эрозионных процессов, а также отсутствие сползания грунта.
Удельный объем применения вторичных ресурсов в дорожной отрасли зависит от конкретных применяемых технических решений, которые, в свою очередь, ограничены стоимостными и климатическими факторами, и может быть определен только по опыту проектирования конкретных объектов дорожного строительства.