РЭО — Новости

Интервью Дениса Буцаева МГИМО

Представляем вниманию читателей Портала интервью с руководителем ППК «Российский экологический оператор» Д.П.Буцаевым в связи с открытием профиля «Экономика замкнутого цикла» в магистратуре «Менеджмент устойчивого развития» МГИМО.

— ППК «РЭО» — уникальный институт в системе органов государственной исполнительной власти страны, совмещающий огромный функционал в решении задач управления работой с отходами, экологическим мониторингом, регуляторно-контрольными функциями. Как осуществляется взаимодействие с другими ответственными министерствами и ведомствами — с Минприроды, Росприроднадзором, Министерствам экономического развития и так далее, поскольку зачастую предприятия не заинтересованы в дополнительных расходах на решение задач перехода на новые принципы хозяйственной деятельности, а судебные решения, как мы знаем по опыту Росприроднадзора, вступают в силу достаточно медленно?

— Компания взаимодействует в своей деятельности и с Минприроды, и с Росприроднадзором, и по некоторым направлениям деятельности с Минэкономразвития. Многие вопросы, в особенности о необходимости рассмотрения и внесения изменений в нормативно-правовые акты, мы рассматриваем с коллегами в рамках рабочих групп.

Без комплексного подхода и взаимодействия с профильными ведомствами результатов, которые перед отраслью поставил Президент РФ, достигнуть будет сложнее. Как пример — расширенная ответственность производителей (РОП). Наши эксперты совместно с коллегами из Росприроднадзора осуществляют рассмотрение заявок и выездные проверки на предприятия, которые заявились на вступление в реестр утилизаторов. По нашей оценке, в России около 600 объектов утилизации, которые могут работать в системе РОП. При этом вхождение утилизатора в реестр — дело добровольное. Это классическая государственная услуга, здесь очень важно грамотно заполнить документы, в заявлении нужно указать все свои мощности и приложить необходимые документы. Зачастую утилизаторы не полностью заполняют сведения или не предоставляют необходимые документы, поэтому получают отказ.

— В одном из интервью вы говорили, что при решении задач РЭО формируется новая отрасль, в которой ожидаемая потребность в новых рабочих местах — более 150,0 тысяч человек. Что это за индустрия? В кадрах какого профиля и уровня подготовки прежде всего она нуждается?

— Речь идет об инфраструктуре экономики замкнутого цикла: промышленной, технической, информационной, организационной.

Мы создаем инновационную экономику, для нее нужны новые компетенции во всех сферах: это инжиниринг и цифровизация, аудит и право, менеджмент, маркетинг и просвещение. Все эти профессиональные области должны не просто получить приставку «эко», а пройти глубокую адаптацию к задачам развития ЭЗЦ.

Нехватка специально подготовленных кадров сейчас ощущается во всех областях. Поэтому РЭО совместно с ведущими вузами страны разработала модульную программу обучения, которая действует в самих этих учебных заведениях и может быть включена в учебную программу любого другого профильного вуза. Это десять модулей, охватывающих основные профессиональные компетенции для экономики замкнутого цикла.

Программа многоуровневая и включает и базовую профессиональную подготовку — бакалавриат, и более продвинутая: подходящая для углубленного изучения профессии и для повышения квалификации действующими специалистами.

— Экономика замкнутого цикла (cycling economy) — сегодня одна из сложных тем не только в России, но и в мире. Насколько РЭО вовлечен в управление вторичными ресурсами предприятий, планируется ли создание биржи торговли такими вторичными ресурсами для использования отходов одних отраслей в других. Ориентация и нормативы на обязательное использование в производстве вторичного сырья сказывается на качестве продукции, могут ли пострадать интересы конечных потребителей?

— За пять лет мы прошли путь по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами и заложили основу для перехода к экономике замкнутого цикла. Вместе с тем в обществе назрел запрос на решение проблем не только с ТКО, но и с другими отходами в сфере ЖКХ, строительства, сельского хозяйства и промышленности. Были внесены изменения в Указ №8 от 14 января 2019 г. о создании РЭО: целью деятельности компании стало также вовлечение в хозяйственный оборот иных отходов, пригодных для дальнейшей утилизации (вторичных ресурсов), а не только ТКО. В 2021 году Правительство приняло решение о подготовке Инициатив социально-экономического развития страны до 2030 года, одной из них стал федеральный проект «Экономика замкнутого цикла». Это масштабная, межотраслевая задача. Проект призван решить фундаментальные задачи в сфере обращения с отходами. Сегодня принципы экономики замкнутого цикла занимают ведущее место в глобальной мировой повестке.

В первую очередь инициатива направлена на возврат в хозяйственный оборот полезных компонентов, которые возможно извлечь из отходов производства и потребления. Проще говоря, при такой экономической модели максимальное количество отходов должно превращаться во вторсырье: перерабатываться и использоваться повторно. Это одна из главных мер, позволяющих сократить отходы производства и рост полигонов и свалок в стране.

Российский экологический оператор принимает самое непосредственное участие в реализации инициативы «Экономика замкнутого цикла». Это шесть направлений работы: сокращение образования отходов; создание инфраструктуры; стимулирование использования вторичных ресурсов; ограничение оборота неэкологичной упаковки; создание системы прослеживаемости движения отходов; экопросвещение.

Чтобы отходы превращались во вторсырье, необходима налаженная система сбора отходов у населения, сортировки, обработки и переработки, то есть инфраструктура.

В 2022 году были приняты постановления Правительства Российской Федерации (от 2 июля №1202 и от 7 июля №1216), которые вводят новые разновидности технопарков и индустриальных промышленных парков (экотехнопарки и экопромышленные парки), а также устанавливают требования к таким индустриальным паркам и их управляющим компаниям. Экопромышленные парки включены в федеральную адресную инвестиционную программу. Определена управляющая компания — ООО «Экологический цифровой оператор» (дочернее общество ППК «РЭО»). В 2022 году началась разработка проектной документации на строительство экопромышленных парков, которая завершилась во II квартале 2023 года. На все планируемые объекты инфраструктуры экопромышленных парков получено положительное заключение государственной экспертизы.

В июне 2023 года начато строительство экопромышленных парков в шести субъектах Российской Федерации — Московской, Ленинградской, Нижегородской, Челябинской, Новосибирской областях и в Ставропольском крае. К настоящему времени сформирован пул из 27 резидентов на строящихся площадках шести экопромышленных парков с общим объемом частных инвестиций в 2024 году не менее 18,3 млрд руб. Строительство планируется завершить в ноябре этого года. Еще два запроектированных экопромышленных парка (в Приморском и Краснодарском краях) необходимо построить в 2025–2027 годах.

Начата реализация пилотных проектов применения вторичных ресурсов и вторичного сырья, опытно-промышленных работ в области вовлечения отходов сельского хозяйства в оборот. Уже сейчас в повторный оборот вовлекаются вторичные ресурсы и сырье такие, как:

  • отработанное фритюрное масло — в качестве биотоплива (совместный проект ПАО «Газпром нефть», «Вкусно — и точка»);
  • резиновый модификатор из переработанных шин в асфальтобитумных смесях для дорожного полотна (Росавтодор);
  • изоляционные и полимерпесчаные изделия для вагонов и железнодорожной инфраструктуры (ОАО «РЖД»);
  • вторичный полистирол для производства строительных материалов (АО «Технониколь»).

— В каком размере вы оцениваете необходимые затраты/инвестиции ведущих предприятий страны в использование технологий замкнутого производственного цикла? Сроки окупаемости таких инвестиций? Могут ли предприятия рассчитывать на дополнительные стимулы со стороны налогового, кредитного и иного регулирования инвестируя в новые процессы?

— У нас нет расчетов по всем ведущим предприятиям: в каждом отдельном случае масштабы инвестиций будут индивидуальны. Однако, по общей оценке, переход к экономике замкнутого цикла и достижение поставленных в национальных проектах целей потребует около 1 трлн руб. инвестиций до 2030 года.

Основная мера поддержки для инвестиций в экономику замкнутого цикла — займы на льготных условиях, существенно ниже процентной ставки банков. Как правило, это 6–8% годовых или даже ниже: в этом году в Подмосковье введен крупнейший в стране завод по переработке пластика, который был профинансирован по ставке около 4% годовых на срок 10 лет.

Расчетные сроки окупаемости таких инвестиций при условии поддержки со стороны РЭО — 5–6 лет, что делает проекты привлекательными для большинства инвесторов.

— Можете назвать три приоритетных направления работы РЭО на ближайшие три года?

— Сейчас наш основной горизонт планирования— это 2030 год. И основные направления работы ведут к достижению поставленных Президентом к этому году целей «Экологического благополучия». 2026–27 годы станут этапами этого большого пути.

Поэтому скажу не о направлениях, а о главных реперных точках этих лет. С 2027 года заработает в полную силу РОП: производители и импортеры упаковки должны будут отвечать за ее 100% утилизацию. Сейчас они готовятся к введению этой меры, многие создают собственные мощности по утилизации. К этому времени мы ожидаем также введения норм по утилизации других видов вторсырья.

К 2027 году заметно нарастит мощность индустрия обращения с ТКО: будут построены десятки новых предприятий по всей стране, проведена реконструкция существующих. В том числе, в новых регионах. В эту сферу будут направлены десятки миллиардов рублей, преимущественно на основе концессионных соглашений. Например, Республика Башкортостан к этому году досрочно выполнит целевые показатели президентского указа об обеспечении сортировки 100% и сокращения вдвое захораниваемых отходов — к 2027 году за счет ввода концессионных проектов по обращению с ТКО.

Будут усовершенствованы механизмы контроля в сфере обращения с отходами: весь путь бытового мусора от сбора до утилизации будет прозрачным и отслеживаемым. Все объекты инфраструктуры должны быть оборудованы системами автоматического весового контроля с обязательной передачей данных в федеральную систему учета отходов. Будет сформирован реестр добросовестных утилизаторов, что также повысит контроль над отраслью и ее эффективность.

Источник: МГИМО.
Новости РЭО Новости отрасли ESG Консорциум