Энциклопедия

Как перерабатываются отходы автомобильной резины в России: особенности

Резина — эластичный материал, обладающий механической прочностью, газо- и водонепроницаемостью, устойчивостью к агрессивным средам и т. д. Благодаря своим свойствам резина нашла широкое применение во многих сферах деятельности, в том числе в шинной промышленности.

Уровень переработки автомобильной резины

Уровень переработки автомобильной резины в мире достаточно высокий, однако количество вводимого регенерата — продукта переработки использованной автомобильной шины — в новую автомобильную шину без потерь технологических свойств остается на уровне 5-10%. Объясняется это тем, что при переработке автомобильной резины снижаются ее физико-механические характеристики (относительное удлинение при разрыве, сопротивление раздиру, истираемость и пр.).

Условия потребности в переработке резины

Учитывая накопленный опыт переработчиков, уровень развития технологий переработки и направления использования вторичных материалов, можно сделать вывод, что потребность в резиновом регенерате для получения новой автомобильной шины ограничивается рядом условий:
  1. Шины отдельных марок и производителей изготовлены по своему уникальному рецепту на основе каучуков разной природы (натуральных, синтетических), что делает поток использованных автомобильных шин очень неоднородным.
  2. Процесс регенерации резины не позволяет получать исходные компоненты, в частности каучук, так как в результате переработки получается смесь, пригодная для повторной вулканизации, но содержащая дополнительные компоненты.
  3. Для обеспечения высокого качества вторичного резинового регенерата необходима многоэтапная технология переработки использованных автомобильных шин.

Сколько раз можно перерабатывать шины

Регенерат, получаемый при переработке использованных автомобильных шин, уже в первом цикле имеет свойства ниже, чем у первичного сырья. Однако он может быть использован в количестве 10-20% при изготовлении новых шин. Таким образом, автомобильная резина может быть однократно подвергнута рециклингу.

Также следует отметить, что в процессе переработки ухудшаются вязкость и прочность при растяжении.

Как обеспечить многократный рециклинг автомобильной резины

Рециклинг шинной резины связан с получением резинового регенерата высокого качества, который используется для производства новых автомобильных шин. Для этого требуется:

  • тщательная подготовка (предварительная сортировка, мойка, сушка, удаление посторонних примесей, воздушная и магнитная сепарация, дробление, регенерация);
  • строгое соблюдение технологических параметров процесса.

Для обеспечения многократного рециклинга автомобильной резины должны быть обеспечены оптимальные условия производства, использования и переработки, позволяющие максимально сохранить качество вторичного ресурса.

1. Производство материала и изделий с учетом перспектив дальнейшего рециклинга и переработки — отказ от добавок и примесей, затрудняющих дальнейшую переработку, в том числе за счет маркировки (нанесения на боковую поверхность шин типов материалов, которые были использованы в отдельных частях шины).

2. Предотвращение загрязнения материалов на этапах сбора и выделения за счет минимизации контактов с другими видами материалов и отходов, исключение нецелевого использования шин.

3. Максимальное разделение потоков и переработка максимально гомогенных потоков:

— сортировка по типу каучука, производителям, типоразмерам;

— отбраковка сильно загрязненных и поврежденных шин.

4. Подбор оптимальных (бережных) условий рециклинга материала: подбор температуры, времени и других условий переработки и регенерации.


Как снизить потери материала при переработке


Направления использования резины и их характеристика

Далеко не всегда удается добиться высокого качества получаемого резинового регенерата и обеспечить рециклинг материала, так как автомобильная шина — это многокомпонентный материал, состоящий не только из каучука, но и из других ингредиентов. Кроме того, в результате регенерации резины невозможно получать исходные компоненты, в частности каучук. Это будет смесь, содержащая дополнительные компоненты.

Таким образом, для максимального вовлечения автомобильных шин в хозяйственный оборот кроме рециклинга по прямому назначению следует развивать иные направления использования вторичной автомобильной резины.

Резиновый регенерат должен соответствовать ТУ, содержать определенное количество золы, воды, мягчителей и т. д. для создания оптимальной рецептуры резинового материала с необходимыми технологическими характеристиками. При этом требуются высокие физико-механические характеристики материала (прочность, удлинение и пр.)

Резиновый регенерат должен соответствовать ТУ, содержать определенное количество золы, воды, мягчителей и т. д. для создания оптимальной рецептуры резинового материала с необходимыми технологическими характеристиками. При этом требования физико-механических характеристик (прочность, удлинение и пр.) для РТИ будут ниже

Для производства данных материалов используют резиновую крошку или регенерат. Резиновый регенерат должен соответствовать ТУ, содержать определенное количество золы, воды, мягчителей и т. д. для создания оптимальной рецептуры резинового материала с необходимыми технологическими характеристиками, менее жесткими, чем для более ответственных изделий. Резиновая крошка должна соответствовать ТУ, содержать определенное количество металлов и текстиля, иметь определенный размер. Кроме того, в зависимости от применения материал должен быть безопасен по органолептическим, санитарно-химическим и токсикологическим показателям

Для получения используется резиновая крошка определенного размера и влажности, с определенным содержанием металлов и кордного волокна в соответствии с ГОСТ Р 55419-2013. Учитывая потребности материалов для асфальтобетонных смесей, данное направление можно рассматривать в качестве основного способа вторичного использования отработанных автомобильных шин

Для получения мастики используется резиновая крошка, которая должна соответствовать ТУ, содержать определенное количество металлов и текстиля, иметь определенный размер и влажность в соответствии с ГОСТ 15836-79

Для получения наполнителей используется резиновая крошка, которая должна соответствовать ТУ, содержать определенное количество металлов и текстиля, иметь определенный размер

Сильно загрязненные или поврежденные утильные шины можно переработать на пиролизных установках с целью получения сажи, масел, стали, бензиновых фракций и пр., которые могут быть использованы как для изготовления новых шин, так и в производстве другой продукции

Шины в качестве альтернативного твердого топлива могут использоваться для выработки электро- и теплоэнергии. Кроме того, при сжигании шин в цементных печах помимо того, что происходит замещение части первичного топлива, металлокорд частично заменяет железосодержащие компоненты, необходимые в производстве цемента


РЭО как институт развития отрасли обращения с отходами будет учитывать данные особенности утилизации автомобильных шин утративших потребительские свойства в рамках развития инфраструктуры утилизации отходов.