Резина — эластичный материал, обладающий механической прочностью, газо- и водонепроницаемостью, устойчивостью к агрессивным средам и т. д. Благодаря своим свойствам резина нашла широкое применение во многих сферах деятельности, в том числе в шинной промышленности.
Уровень переработки автомобильной резины
Уровень переработки автомобильной резины в мире достаточно высокий, однако количество вводимого регенерата — продукта переработки использованной автомобильной шины — в новую автомобильную шину без потерь технологических свойств остается на уровне 5-10%. Объясняется это тем, что при переработке автомобильной резины снижаются ее физико-механические характеристики (относительное удлинение при разрыве, сопротивление раздиру, истираемость и пр.).
Условия потребности в переработке резины
Учитывая накопленный опыт переработчиков, уровень развития технологий переработки и направления использования вторичных материалов, можно сделать вывод, что потребность в резиновом регенерате для получения новой автомобильной шины ограничивается рядом условий:
- Шины отдельных марок и производителей изготовлены по своему уникальному рецепту на основе каучуков разной природы (натуральных, синтетических), что делает поток использованных автомобильных шин очень неоднородным.
- Процесс регенерации резины не позволяет получать исходные компоненты, в частности каучук, так как в результате переработки получается смесь, пригодная для повторной вулканизации, но содержащая дополнительные компоненты.
- Для обеспечения высокого качества вторичного резинового регенерата необходима многоэтапная технология переработки использованных автомобильных шин.
Сколько раз можно перерабатывать шины
Регенерат, получаемый при переработке использованных автомобильных шин, уже в первом цикле имеет свойства ниже, чем у первичного сырья. Однако он может быть использован в количестве 10-20% при изготовлении новых шин. Таким образом, автомобильная резина может быть однократно подвергнута рециклингу.
Также следует отметить, что в процессе переработки ухудшаются вязкость и прочность при растяжении.
Также следует отметить, что в процессе переработки ухудшаются вязкость и прочность при растяжении.

Как обеспечить многократный рециклинг автомобильной резины
Рециклинг шинной резины связан с получением резинового регенерата высокого качества, который используется для производства новых автомобильных шин. Для этого требуется:
Для обеспечения многократного рециклинга автомобильной резины должны быть обеспечены оптимальные условия производства, использования и переработки, позволяющие максимально сохранить качество вторичного ресурса.
1. Производство материала и изделий с учетом перспектив дальнейшего рециклинга и переработки — отказ от добавок и примесей, затрудняющих дальнейшую переработку, в том числе за счет маркировки (нанесения на боковую поверхность шин типов материалов, которые были использованы в отдельных частях шины).
2. Предотвращение загрязнения материалов на этапах сбора и выделения за счет минимизации контактов с другими видами материалов и отходов, исключение нецелевого использования шин.
3. Максимальное разделение потоков и переработка максимально гомогенных потоков:
— сортировка по типу каучука, производителям, типоразмерам;
— отбраковка сильно загрязненных и поврежденных шин.
4. Подбор оптимальных (бережных) условий рециклинга материала: подбор температуры, времени и других условий переработки и регенерации.
- тщательная подготовка (предварительная сортировка, мойка, сушка, удаление посторонних примесей, воздушная и магнитная сепарация, дробление, регенерация);
- строгое соблюдение технологических параметров процесса.
Для обеспечения многократного рециклинга автомобильной резины должны быть обеспечены оптимальные условия производства, использования и переработки, позволяющие максимально сохранить качество вторичного ресурса.
1. Производство материала и изделий с учетом перспектив дальнейшего рециклинга и переработки — отказ от добавок и примесей, затрудняющих дальнейшую переработку, в том числе за счет маркировки (нанесения на боковую поверхность шин типов материалов, которые были использованы в отдельных частях шины).
2. Предотвращение загрязнения материалов на этапах сбора и выделения за счет минимизации контактов с другими видами материалов и отходов, исключение нецелевого использования шин.
3. Максимальное разделение потоков и переработка максимально гомогенных потоков:
— сортировка по типу каучука, производителям, типоразмерам;
— отбраковка сильно загрязненных и поврежденных шин.
4. Подбор оптимальных (бережных) условий рециклинга материала: подбор температуры, времени и других условий переработки и регенерации.
Как снизить потери материала при переработке

Направления использования резины и их характеристика
Далеко не всегда удается добиться высокого качества получаемого резинового регенерата и обеспечить рециклинг материала, так как автомобильная шина — это многокомпонентный материал, состоящий не только из каучука, но и из других ингредиентов. Кроме того, в результате регенерации резины невозможно получать исходные компоненты, в частности каучук. Это будет смесь, содержащая дополнительные компоненты.
Таким образом, для максимального вовлечения автомобильных шин в хозяйственный оборот кроме рециклинга по прямому назначению следует развивать иные направления использования вторичной автомобильной резины.
Таким образом, для максимального вовлечения автомобильных шин в хозяйственный оборот кроме рециклинга по прямому назначению следует развивать иные направления использования вторичной автомобильной резины.

Резиновый регенерат должен соответствовать ТУ, содержать определенное количество золы, воды, мягчителей и т. д. для создания оптимальной рецептуры резинового материала с необходимыми технологическими характеристиками. При этом требуются высокие физико-механические характеристики материала (прочность, удлинение и пр.)

Резиновый регенерат должен соответствовать ТУ, содержать определенное количество золы, воды, мягчителей и т. д. для создания оптимальной рецептуры резинового материала с необходимыми технологическими характеристиками. При этом требования физико-механических характеристик (прочность, удлинение и пр.) для РТИ будут ниже

Для производства данных материалов используют резиновую крошку или регенерат. Резиновый регенерат должен соответствовать ТУ, содержать определенное количество золы, воды, мягчителей и т. д. для создания оптимальной рецептуры резинового материала с необходимыми технологическими характеристиками, менее жесткими, чем для более ответственных изделий. Резиновая крошка должна соответствовать ТУ, содержать определенное количество металлов и текстиля, иметь определенный размер. Кроме того, в зависимости от применения материал должен быть безопасен по органолептическим, санитарно-химическим и токсикологическим показателям

Для получения используется резиновая крошка определенного размера и влажности, с определенным содержанием металлов и кордного волокна в соответствии с ГОСТ Р 55419-2013. Учитывая потребности материалов для асфальтобетонных смесей, данное направление можно рассматривать в качестве основного способа вторичного использования отработанных автомобильных шин

Для получения мастики используется резиновая крошка, которая должна соответствовать ТУ, содержать определенное количество металлов и текстиля, иметь определенный размер и влажность в соответствии с ГОСТ 15836-79

Для получения наполнителей используется резиновая крошка, которая должна соответствовать ТУ, содержать определенное количество металлов и текстиля, иметь определенный размер

Сильно загрязненные или поврежденные утильные шины можно переработать на пиролизных установках с целью получения сажи, масел, стали, бензиновых фракций и пр., которые могут быть использованы как для изготовления новых шин, так и в производстве другой продукции

Шины в качестве альтернативного твердого топлива могут использоваться для выработки электро- и теплоэнергии. Кроме того, при сжигании шин в цементных печах помимо того, что происходит замещение части первичного топлива, металлокорд частично заменяет железосодержащие компоненты, необходимые в производстве цемента
РЭО как институт развития отрасли обращения с отходами будет учитывать данные особенности утилизации автомобильных шин утративших потребительские свойства в рамках развития инфраструктуры утилизации отходов.