Глава РЭО — РБК: «Я никак не связан с крупными игроками» | РЭО

Новый глава «Российского экологического оператора» Илья Гудков рассказал РБК о том, кто ему предложил этот пост, о знакомстве с Ротенбергами, риске банкротства мусорных операторов и стимулировании раздельного сбора мусора

«Когда люди идут лоббировать чьи-то интересы — это большая проблема»

— Кто вам предложил возглавить компанию «Российский экологический оператор» (РЭО)?

— [Министр природных ресурсов и экологии] Дмитрий Николаевич Кобылкин. Мы познакомились с ним, когда он был губернатором Ямала. Я в тот период в Минтрансе занимался сопровождением проекта строительства железнодорожной ветки «Северный широтный ход»: Салехард — Надым.

— До прихода в РЭО вы работали в Агентстве стратегических инвестиций Санкт-Петербурга, потом в структуре Минтранса. Вы занимались вопросами мусорной реформы или экологии?

— Конкретно вопросами мусорной реформы не занимался. Занимался, в частности, проектами в области обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами. — РБК) в Санкт-Петербурге по схеме государственно-частного партнерства. Но, конечно, по сложности и масштабу их нельзя назвать соизмеримыми с текущей задачей.

— Для того чтобы быстрее вникнуть в тему, планируете брать себе еще заместителей, советников или сейчас штат РЭО укомплектован?

— Штат укомплектован не полностью. Но по ключевым направлениям сейчас есть на кого опереться. Я, как управленец, беру за основу паспорт федерального проекта [«Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»]. Там есть все: подходы, контрольные точки, цифры, к которым нужно прийти. Вместе с тем наш профильный вице-премьер Виктория Абрамченко требует детального погружения, и, отвечая на этот запрос, за полгода рассчитываю разобраться во всех ключевых направлениях деятельности РЭО.

— Из компаний — крупных участников рынка не планируете кого-то пригласить себе в команду?

— Брать кого-то с рынка не планирую. В РЭО сформирована команда из достаточно квалифицированных специалистов. Главное, что я хотел бы видеть в членах своей команды, — независимость. Когда люди идут лоббировать чьи-то интересы — это всегда большая проблема. Один из основных посылов, которым руководствовался Дмитрий Николаевич, предлагая меня на эту должность: я абсолютно никак не связан ни с одним из крупных игроков.

— Вы уже познакомились с крупными российскими участниками рынка — «Ростехом», «Хартией» Игоря Чайки?

— С рядом компаний уже встретился. С «Хартией» пока еще не успел. В планах — встретиться со всеми ключевыми игроками рынка. Я ставлю себе задачу услышать мнение всех сторон.

— На этапе подбора кандидата на пост главы РЭО многие крупные игроки продвигали своих людей. Когда вас назначали, на Telegram-каналах стали писать о вашем близком знакомстве с Аркадием и Игорем Ротенбергами. Знакомы?

— Мне кажется, что слухи будут все равно, в том числе и в Telegram-каналах. Возможно, таким образом различные заинтересованные источники пытаются подогревать информационную повестку. С некоторыми людьми, которые упоминались, я пересекался в период работы в структуре Минтранса. Но это не более чем рабочие контакты. Они есть и с другими компаниями.

— Офис РЭО останется в «Сити» или переедет?

Мы обязательно будем рассматривать этот вопрос на наблюдательном совете. И я ожидаю, что предложение переехать может поступить. Будем отталкиваться от целесообразности. С одной стороны, в «Сити» удобно с точки зрения важности коммуникации и с Минэкономразвития, и особенно с Минпромторгом (оба министерства располагаются в «Сити». — РБК), с которыми нам нужно постоянно взаимодействовать по одному из показателей нацпроекта «Экология» по локализации оборудования. С другой — это достаточно дорогой офис, и есть аргументы в пользу того, чтобы найти более бюджетное место.

Илья Гудков родился в 1969 году, окончил Балтийский государственный технический университет. В 2003–2004 годах был директором казанского ООО «5 за знания» (издательская деятельность), в 2005 году возглавил петербургское ЗАО «Техснаб-М» (также издательская деятельность). В 2006–2007 годах был гендиректором Санкт-Петербургского агентства прямых инвестиций, с 2008 по 2012 год возглавлял ГБУ «Агентство стратегических инвестиций» Санкт-Петербурга. В 2013–2019 годах руководил компанией «Ространсмодернизация», подведомственной Минтрансу, где занимался реализацией строительных проектов транспортного комплекса. 27 января 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин назначил Гудкова гендиректором публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор».

— Мусорная реформа в России началась в 2019 году. Как вы видите ее развитие в течение ближайших лет?

— У нас есть утвержденный правительством федеральный проект, в нем четко зафиксированы показатели, которые должны быть достигнуты в каждый год реформы. Кроме этого нам нужно контролировать устойчивость деятельности региональных операторов, работать с субъектами в части актуализации территориальных схем обращения с отходами, чтобы они соответствовали всем необходимым требованиям, и быть своего рода центром компетенций: то есть обеспечивать применение стандартных решений, добиваться снижения капитальных затрат при создании инфраструктуры обращения с отходами.

— Какими проблемами займетесь в первую очередь?

— Среди приоритетных задач сегодня — завершить формирование федеральной схемы обращения с отходами, которая станет для нас, как подметил Дмитрий Кобылкин, картой боевых действий. Также нам нужно будет провести определенную реструктуризацию внутри компании, которая активизирует работу с регионами по отбору инвестиционных проектов. Если мы не обеспечим в этом году финансирование первых из них, поставим под угрозу выполнение показателей федерального проекта.

Будем расширять перечень мер поддержки инвестиционных процессов, чтобы ускорить строительство инфраструктуры. Первые две меры поддержки — участие в уставных капиталах инвесторов и предоставление поручительства по кредитам, займам и другим обязательствам инвесторов — уже утверждены правительством в декабре прошлого года, прямо сейчас нужно доработать остальные и утвердить порядок их предоставления. Продолжается работа по вопросам предоставления поручительства банкам за инвесторов, компенсаций процентной ставки, софинансирования, компенсаций капитальных вложений и другим.

— Достаточен ли, по-вашему, сейчас бюджет нацпроекта «Экология», в частности, той его части, которая отвечает за комплексную систему обращения с отходами (300 млрд из 4 трлн руб.)?

— Чтобы понимать, достаточно или нет, нам в первую очередь нужно сформировать финансовую модель, которая будет отражать реформу с точки зрения всего набора мероприятий. Мы к этому близки, потому что в основе этой модели будет лежать утвержденная федеральная схема обращения с отходами с объектами инфраструктуры, балансами и схемами потоков ТКО. Еще один фактор, который может значительно улучшить эту финансовую модель, — запуск обновленного института РОП (расширенная ответственность производителя, которая заключается в том, что производитель несет расходы за утилизацию своей продукции. — РБК).

И, конечно, важно создать комфортные условия для инвесторов, в том числе иностранных, которые будут готовы приходить в отрасль, замещая бюджетные деньги внебюджетными. Насколько благоприятный инвестиционный климат мы сможем создать в отрасли, настолько сможем снизить необходимую дополнительную бюджетную поддержку.

— Какие условия для инвесторов нужны?

— С момента вступления в должность я провел несколько встреч с иностранными компаниями. Мне кажется, и это отчасти подтвердили первые встречи, что инвесторы не до конца понимают цели федерального проекта [по обращению с отходами] и насколько стабильны правила игры. Утверждение федеральной схемы станет одним из основных факторов, который должен внести стабильность. Федеральная схема формируется на основе региональных территориальных схем. Данные по ним все регионы нам уже предоставили. Это не просто информация о текущей ситуации в регионах, но и прогноз на будущее развитие отрасли, это сведения о перспективных объектах инфраструктуры, о мощностях и сроках ввода таких объектов в эксплуатацию. Мы анализируем представленную информацию и пробуем оптимизировать те решения, которые предлагают коллеги на местах.

Проект федеральной схемы появится в марте, дальше начнется процесс ее согласования с субъектами. Утвердить ее мы планируем осенью 2020 года.

«Если не обеспечим в этом году финансирование первых инвестпроектов, поставим под угрозу выполнение федерального проекта»

— Сможет ли РЭО на следующем этапе своей работы заниматься рынком промышленных отходов (более 95% всех отходов в стране), на который претендует «Ростех», или вам достаточно твердых коммунальных отходов?

— Такое решение возможно, потому что оно укладывается в логику общего контроля за балансом отходов в стране. Нам нужно четкое понимание всего, что происходит с мусором на всех этапах — от сбора до переработки. Уверен, аналогичная задача стоит перед коллегами из Минстроя. И если мы сможем добиться этой цели применительно к ТКО (а это всего 3% от общего объема отходов), вполне возможно, что найденные решения захотят тиражировать дальше.

0
1
2