Экологи обсудили первые итоги реформы по обращению с твердыми коммунальными отходами | РЭО

В январе 2019 года в России стартовала реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). О первых итогах и, конечно, проблемах реформы рассказали участники пресс-конференции, прошедшей в «АиФ».

В мероприятии участвовали первый замминистра природных ресурсов и экологии Денис Храмов, гендиректор Российского экологического оператора Денис Буцаев, председатель Российской экологической партии «Зеленые» Анатолий Панфилов, руководитель проектов ГК «ЭкоТехнологии» Анастасия Прошева и другие.

Как отметили участники пресс-конференции, масштабные мероприятия по реформе необходимо провести до 2024 года. За это время доля утилизации ТКО должна увеличиться до 36%. А в России должна появиться «новая сложная отрасль». Денис Храмов рассказал, что за время реформы уже более 60 регионов России работают в новой системе обращения с ТКО.

Первый замминистра природных ресурсов и экологии Денис Храмов

Подавляющее число субъектов перешло на новую систему обращения с ТКО: 62 субъекта перешли на нее полностью, 13 — частично, девять регионов перейдут на нее до конца года

Первый замглавы министерства отметил, что на данном этапе реформы уже выявлены трудности, которые в ближайшее время будут улажены. К основным проблемам он отнёс низкую собираемость платы за вывоз мусора, которая сейчас составляет всего 50%.

Как пояснил Храмов, основная задача — повысить собираемость платы, так как все деньги идут на формирование новой системы обращения с отходами. По его словам, второе направление работы — это уточнение нормативов накоплений ТКО. Он подчеркнул, что к концу года эта задача будет решена.

Первый замминистра природных ресурсов и экологии Денис Храмов

Порядка 70 миллионов тонн ТКО образуется ежегодно. Среднестатистический регион образует порядка 500-600 тысяч тонн отходов в год. Эта цифра оценочная. После актуализации нормативов накоплений будет более четкое понимание этой цифры

Генеральный директор РЭО Денис Буцаев уверен, что стартовавшая реформа должна привести к созданию прозрачной схемы обращения с ТКО. Чтобы понять, как регионы подошли к этой работе и какова ситуация с инфраструктурой, планируется с помощью экспертов проанализировать территориальные схемы и создать единую федеральную территориальную схему, чтобы видеть полноценную картину сбора, переработки и захоронения отходов в стране. В части переработки и утилизации мусора Россия сильно отстает от тех стран, где проблемой начали заниматься раньше. Поэтому сегодня важно четко понимать, что существующих полигонов в стране хватит в среднем на ближайшие четыре года, а объем производимых отходов значительно превышает возможности действующей инфраструктуры. Сколько точно отходов ежегодно образуется в России, сказать сегодня не может никто, так как схема обращения с ТКО непрозрачна, современные технологии либо не используются, либо используются неэффективно. Неидеальна и система образования тарифов. Этими проблемами и будет заниматься публично-правовая компания. Среди полученных РЭО заявок от 28 субъектов РФ большинство касается создания новых мощностей для обработки и переработки ТКО, однако в некоторых предложено построить новые полигоны.

Глава РЭО Денис Буцаев

Даже по 28 субъектам потребность в объемах финансирования в инфраструктуру — около 60 миллиардов рублей

Глава Российского экологического оператора добавил, что преимущественно это проекты по созданию мощностей для обработки и переработки мусора, в меньшей степени — строительства полигонов. Он отметил, что общую потребность в предприятиях по обращению с коммунальными отходами получится рассчитать после ревизии территориальных схем в субъектах РФ. Эта работа будет завершена в III квартале 2019 года. Председатель Российской экологической партии «Зеленые» Анатолий Панфилов, в свою очередь, убеждал коллег и журналистов в необходимости предоставления дополнительных полномочий регулятору. Панфилов уверен, что без них чиновникам Министерства природных ресурсов и экологии справиться с реформой будет сложно. Очевидно, что успех реформы во многом зависит от региональных операторов. Руководитель проектов ГК «ЭкоТехнологии» Анастасия Прошева рассказала о практической реализации реформы на уровне субъектов РФ. Власти региона на конкурсной основе отбирают регионального оператора и утверждают единый тариф на оказание услуг населению в пределах его производственной зоны. В субъекте РФ может быть несколько производственных зон и несколько операторов. Тариф у них может разниться: где-то логистика дороже, где-то дешевле. Для минимизации тарифа регионам даны рекомендации по установлению нулевой ставки по налогу на прибыль регионального оператора.